Уголовное наказание за вождение лодок в нетрезвом состоянии
В Госдуме обсуждается возможность внесения законопроекта, призванного привлечь к ответственности лиц, управляющих катерами и иными маломерными судами в пьяном виде. МЧС России уже одобрило данную инициативу, а вот спасательное ведомство настаивает на том, что наказание должно быть индивидуальным и не распространяться на всех в обязательном порядке.
Этот вопрос вызвал немало разногласий и активно обсуждается на электронных дискусионных площадках, МЧС настаивает на уголовной ответственности, административном аресте и установлении норм промилле по аналогии с пьяными водителями автомобильного транспорта. Многие депутаты поддерживают данную инициативу и предлагают полностью скопировать модель привлечения к ответственности водителей автотранспортных средств на лиц, управляющих маломерными судами. В частности, при наличии подозрений в управлении лодкой, скутером или иным маломерным судном лицом в состоянии алкогольного опьянения, данный гражданин задерживается и направляется на медицинское освидетельствование, после чего его данные направляются в суд для привлечения к ответственности. Сторонники этой позиции отмечают, что маломерное судно является средством повышенной опасности и может стать причиной серьезных происшествий, однако нынешние штрафы в несколько тысяч рублей являются лишь формальным наказанием и не способны повлиять на ситуацию в целом.
Позиция понятна, но пока она вызывает слишком много противоречий. Например, пока не ясно, насколько возможным на практике является проведение освидетельствования на состояние алкогольного опьянения на водоемах, кто должен этим заниматься и насколько целесообразным является перемещение лодки на штрафстоянку. Кроме того, существуют водоемы с интенсивным движением одного транспорта, следующего в непосредственной близости от отдыхающих людей, на которых нетрезвое управление может послужить причиной серьезного происшествия, а есть водные районы, отдаленные от мест массового скопления людей – иными словами, наказание рыбака в районах дальнего севера за превышенные промилле вряд ли можно считать необходимой мерой, так как опасности такое управление не представляет. Принятие идентичных автомобильным мер ответственности также могут создать большую коррупционную составляющую, так как одинокий рыбак на лодке может стать объектом необоснованного пристального внимания со стороны контролирующих органов с целью получения легкого вида доходов.
Также спорным является квалификационная составляющая водного транспорта для наложения мер ответственности. Согласно Федеральному закону №36-ФЗ под определение маломерного судна подпадает судно не превышающее двадцати метров – это может быть и рыбацкая весельная лодка и мощная яхта, моментально развивающая скорость в несколько десятков узлов.
Как видно, в этих вопросах еще осталось слишком много противоречий, но депутаты уверены что осенью законопроект будет внесен в Государственную думу для подробного обсуждения.